Заправка автомобильных кондиционеров. Скрытые проблемы.

Обновлено

Десять-пятнадцать лет назад выбор оборудования для заправки автомобильных кондиционеров был невелик. В основном это были ручные заправочные станции, состоящие из вакуумного насоса, мерной колбы (весов), вакууметра и манометров высокого и низкого давления (фото слева). Зачастую все эти компоненты приобретались по отдельности. Главными преимуществами таких заправочных систем являются их дешевизна, простота обслуживания, высокая надежность и низкая стоимость ремонта. Однако, данное оборудование отличает и один существенный недостаток: оно не может откачивать хладагент из автомобиля и при необходимости ремонта контура автомобиля весь фреон приходилось спускать на воздух.

Шло время, и на смену указанному оборудованию стали приходить новые «продвинутые» системы с функцией откачки (рекуперации) хладагента. Пример такой станции приведен на фото справа. Такие агрегаты помимо стандартных функций вакуумирования-заправки дополнительно могут и выкачивать хладагент из любого автомобиля. К тому же многие из них процесс "откачка-вакуумирование-заправка" выполняют автоматически. Казалось бы, все преимущества такого оборудования налицо. Однако, в этих самых преимуществах скрываются и существенные недостатки. Давайте их рассмотрим поподробнее.

Итак, недостатки автоматических заправочных станций следующие:arrow_upward

1. Опасность режима автоматической заправки

Разумеется, завод-изготовитель рассчитывает точное количество хладона для каждого автомобиля и указывает эти данные в моторном отсеке. Наверняка Вы и сами неоднократно видели надписи "R134a:740g+-50g" или "R134a 0,55+20-50g kg" на наклейках. Казалось бы, при таком раскладе заправка автомобильного кондиционера должна превратиться в чисто механическую процедуру. Ведь чего проще, посмотрел на наклейку, занес эти данные в станок, нажал кнопку "Старт" и через десять-пятнадцать минут заправка кондиционера будет завершена. Если так поступить, то Вы сделаете первый шаг к его поломке! Дело в том, что указанные циферки о количестве хладона актуальны лишь для новых или почти новых автомобилей. По истечении 2-х, 3-х лет активной эксплуатации состояние конденсора и его теплообменные свойства начинают резко снижаться, и он уже не в состоянии эффективно справляться с изначальной нормой заправки. Не последнюю роль в этом процессе оказывает и загрязнение конденсора, который практически невозможно отмыть «в ноль». Возникает "условная перезаправка", когда хладагента залито вроде как по норме, а реально кондиционер уже не в состоянии с этой нормой справиться. Результат перезаправки известен: натужная работа компрессора и его повышенный износ, неэффективная работа, перегрев и, как следствие, окисление масла, перерасход топлива. Значительно возрастает вероятность заклинивания компрессора и засорения контура. Между тем, проблема "условной перезаправки" решается достаточно просто: нужно несколько снизить норму заправки. А вот на сколько надо "недолить" систему автомат определить как раз таки не в состоянии. Точная заправка автомобильного кондиционера прежде всего должна учитывать давление в системе. Очень часты случаи, когда заправку приходилось прерывать и на половине дозы - манометры зашкаливало. Другим автомобилям достаточно 2/3 нормы, третьи прекрасно терпят 100% и все у них остается в норме. Помимо этого нужно помнить, что заправка кондиционера обязательно должна учитывать температуру окружающей среды. К примеру, если при темпере 20 С давление 15 атмосфер (что, в принципе, не выходит за норму), то при 30 С , будьте уверены, оно будет 25-30 атмосфер, а это уже опасно. А какой станок учитывает эти факторы?. Да никакой. Сколько ему сказали, столько он и зальет. Поэтому непосредственная заправка автомобильных кондиционеров в обязательном порядке требует деятельного участия человека. И никакому автомату эту процедуру доверить нельзя. Основной здесь принцип - осторожность. Добавил 50-100 гр. - подожди и посмотри на манометры. Если показатели ниже нормы, то добавь еще 100 гр. и опять посмотри. В поисках золотой середины с некоторыми автомобилями приходится возиться до получаса, хотя, теоретически, заправка после вакуумирования может быть сделана и за 30 секунд. Помните, что хладагент никак не расходуется. Его главная цель - переносить тепло - как вода в батареях. Поэтому принцип «чем больше, тем лучше» здесь недопустим. Основной принцип "правильной" заправки автомобильных кондиционеров - обеспечить максимальный холод с минимальной нагрузкой на компрессор и двигатель автомобиля.

2. Откачка масла

Известно, что в системе любого кондиционера имеется смазывающее вещество. Для удобства оно перемешано с фреоном и циркулирует вместе с ним по контуру. Так вот, при скачивании хладона из системы скачивается и масло, которое сепарируется в отдельную емкость и измеряется. Точно такое же количество уже свежей смазки добавляется при последующей заправке. Что же здесь плохого? Ведь старая смазка для компрессра удаляется, а добавляется новая. Все это было бы так, если бы не одно обстоятельство: этих самих видов масел несколько десятков (Sanden SP10, WSH-M1C231-B, Denso ND9, Denso ND-oil 8, Zexel G052 154 A2, Denso G052 300 A2, Nippon Denso/Unipart ND-8, Atmos GU10, A001 989 0803, Planetelf PAG 488, и пр.). Имеется даже специальная таблица совместимости масел. Причем все они могут иметь разные вязкости в зависимости от типа двигателя: от ISO 46 до ISO 150. На заправочных же станциях присутствуют только три емкости для масла. Первая - для выкаченного из системы, вторая - для ультрафиолетовой добавки, и, третья - для добавления нового. Двадцати-тридцати емкостей для разных видов масел там нет. Все это хорошо видно на фото. Удаляя из контура специфическое, предназначенное именно для этой системы масло вы добавляете универсальное, которое, по определению, менее желательно для вашего кондиционера и не обладает полным набором необходимых смазывающих свойств.

3. Перемешивание скаченного и нового хладагента

Именно данное обстоятельство и определяет главную опасность для автомобильных кондиционеров и обусловлена она тем, что для хранения скаченного и нового хладона используется одна общая емкость. А это значит, что и использовавшийся ранее в других автомобилях несвежий фреон, и новый фреон, которым периодически дозаправляется станция, перемешиваются и именно этой смесью заправляются последующие автомобили. На фото виден лишь один-единственный заправочный баллон, второго заправочного баллона для чистого хладагента на станции не предусмотрено. Ниже перечислены основные опасности и недостатки процесса рекуперации хладонов:

Повышенная кислотность откачиваемой смеси

Дело в том, что в процессе эксплуатации любых кондиционеров фреон и растворенное в нем смазка со временем теряют свои свойства. Наибольшую опасность представляет образовывающаяся кислота. Для борьбы с кислотой в кондиционерный контур вставляются антикислотные фильтры, которые требуют периодической замены (не реже чем 3-5 раз в год.). Однако, на практике, эти фильтры (ресиверы-осушители или аккумуляторы) почти никогда не меняются. К тому же стоит помнить, что даже самый совершенный фильтр не дает 100% очистки, а самый совершенный сепаратор не способен на 100% отделить фреон от масла. Все эти нежелательные компоненты периодически попадают в заправочную емкость.

Опасность попадания абразива

Особую опасность для заправочных станций с рекуперацией фреона представляют автомобили с изношенными системами кондиционирования с так называемым «черным» маслом внутри. Черное масло это масло с растворенным в нем мельчайшим абразивом – продуктами износа разрушенного компрессора. По статистике, таких автомобилей около 10%. Если на откачку фреона приедет такой автомобиль, то будьте уверены, что в общую емкость заправочной станции попадет "суперкислотный" хладагент вместе с продуктами износа компрессора. Часть этого абразива непременно попадет в "ни в чем не повинные" кондиционеры других автолюбителей и постепенно начнет их разрушать.

Попадание воздуха (неконденсируемых паров)

Исходя из теории 100 % вакуум получить невозможно. По указанной причине даже сошедший с заводского конвейера автомобиль содержит в контуре кондиционера некоторое количество воздуха. Этого воздуха может быть еще больше, если кондиционер подвергался некачественному вакуумированию после ремонтных работ или перезаправки. В небольших количествах неконденсируемые газы не очень опасны и с ними вполне справляется ресивер-осушитель. Но если количество этих газов превысит определенный порог, то ждите беды. И дело даже не в том, существенно повышается давление в системе и снижается эффективность работы кондиционера. Основная опасность состоит в том, что в воздухе неизбежно содержатся водяные пары, которые в закрытом кондиционерном контуре превращаются в кислоту. А кислота, как известно, очень «любит» разъедать систему изнутри, и прежде всего, компрессор. Разумеется, количество неконденсируемых паров в заправочных емкостях станков с рекуперацией всегда выше, чем в станках без рекуперации. В последних неконденсируемых газов нет вообще, поскольку они используют только новые заводские одноразовые баллоны.

Опасность откачки заменителя фреона

Необходимо отметить, что за последнее время хладон R-134a сильно подорожал. Поэтому в системах кондиционирования все чаще стали использовать заменители фреона, и, прежде всего, «Астрон». Данная проблема более актуальна для России, но и в Беларуси такие автомобили встречаются довольно часто. Стоит напомнить, что «Астрон» является более дешевым заменителем фреона и состоит из смеси различных газов. Заправка автомобильных кондиционеров "Астроном" не желательна, но допустима. Однако, при этом необходимо полностью выкачать остатки R-134a и заправить систему «с нуля». Смешивать его с R-134a ни в коем случае нельзя. Смесь хладона R-134a и «Астрона» ведет к неестественному повышению давления в системе кондиционирования и ее разрушению. Ну а кто знает, что там закачивал в систему предыдущий владелец? Может он заправил автомобиль "на продажу", "подешевле". Вы думаете, что он честно сообщит об этом новому владельцу? Очень сомнительно. Ну и представьте себе последствия, если в общий заправочный баллон заправочной станции будет скачан "Астрон" из такого «залетного» автомобиля. Комментарии здесь излишни.

Исходя из выше описанного нами были выработаны некоторые рекомендации по обслуживанию и заправке автомобильных кондиционеров:arrow_upward

Рекомендация 1

Прекратить порочную практику откачки хладагента из автомобильных кондиционеров лишь с той целью, чтобы определить его остаток. Зачастую приходится слышать истории о том, что кто-то заправил автомобиль, и приехав на станцию через неделю ему его обратно выкачали и определили, что от полной заправки осталось, к примеру, 300 граммов. Этого делать не нужно, поскольку для косвенного определения размера утечки достаточно подсоединить заправочные шланги и замерить давление. Более или менее опытному мастеру для определения размера утечки этого вполне достаточно . Если давление упало, то необходимо сразу приступать к поиску негерметичностей, а не терять время на ненужную закачку-откачку. К чему ведет ненужная откачка описано выше.

Рекомендация 2

Если вы не хотите спускать фреон на ветер (и Вы абсолютно правы) и есть нужда откачать заправленную систему, то есть более дешевый и элегантный способ это сделать. На любой станции имеется скопление пустых баллонов из-под фреона, которые, как правило, выбрасываются. Для откачки достаточно взять пустой баллон и подсоединить его через заправочный шланг к высокой стороне системы кондиционирования автомобиля. При этом заправочный баллон необходимо охлаждать (к примеру, холодной водой). Через 20-30 минут 80-90% оставшегося в автомобиле хладона перетечет в баллон. Затем баллон взвешивается, а несущественные остатки хладона в автомобиле спускаются в атмосферу. Разумеется, здесь имеются свои небольшие хитрости, но опытным кондиционерщикам они известны. Несмотря на то, что этот метод откачки более трудоемок, он имеет свои неоспоримые преимущества. Во-первых, при таком методе хладагент из конкретного автомобиля скачивается в чистую емкость вместе со своим же маслом и со своим же "родным" маслом впоследствии заправляется обратно (без нежелательной замены на универсальное). Во-вторых, при таком методе не смешиваются свежий фреон и использованные фреоны и масла из других автомобилей. А это значит, что Вы гарантированно не будете отвечать за "убитые" и изношенные кондиционеры предшествующих автолюбителей.

Игого

Разумеется, для борьбы с некоторыми из вышеописанных явлений на каждой заправочной станции присутствуют специальные фильтры. Вот только они не могут обеспечить 100 % очистки по определению. Да и стоят они от 20 до 100 евро, и менять их положено через каждые 30-50 заправок, т.е. в среднем каждую неделю-две. И это при условии, что все автомобили не имеют проблем с компрессором и чрезмерно кислотным маслом. А таковых – 15-25 %. Т.е. фактически фильтры нужно менять через каждые 2-3 дня. А если на откачку приедет «убитая» система с черным маслом, то менять их придется сразу же - они попросту забиваются. И вряд ли автосервису удастся потребовать у незадачливого автомобилиста стоимость испорченных фильтров. Посчитайте сами, во сколько может обойтись автомастерской строгое придерживание регламента обслуживания заправочного оборудования за сезон с учетом стоимости фильтров и простоев на их замену? Можете себя не утруждать. Эта сумма вполне может составить и несколько тысяч долларов!!! Вы думаете хоть один автосервис пойдет на такие дополнительные расходы? Более чем сомнительно. Поэтому на практике эти фильтры или изымаются из заправочных станций вообще, или пробиваются, или, в лучшем случае, не меняются. К тому же от воздуха и «Астрона» даже вовремя замененный фильтр не спасет.

Обнавлено:

personКонсультант

Здесь Вы можете получить быструю консультацию нашего специалиста. Задайте интересующий Вас вопрос.